Принятый в первом чтении Госдумой правительственный законопроект устраняет необходимость подачи плательщиком отдельного заявления для привязки платежа к конкретному делу.
Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении правительственный законопроект о внесении изменений в ст. 213.4 и 213.5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Поправки уточняют порядок внесения денег в депозит арбитражного суда при банкротстве граждан.
Согласно пояснительной записке, законопроект разработан «в целях оптимизации работы арбитражных судов с депозитными счетами и направлен на исключение случаев, когда денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему вносятся плательщиком в депозит арбитражного суда без указания номера дела». В настоящее время учет таких платежей осуществляется дважды: сначала по плательщику, затем по номеру дела после подачи письменного заявления, что увеличивает трудозатраты работников аппаратов арбитражных судов.
Законопроектом предусматривается, что деньги должны вноситься в депозит арбитражного суда «с даты вынесения судом определения о принятии заявления о признании гражданина банкротом до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом с указанием в платежном документе, подтверждающем внесение денежных средств в депозит арбитражного суда, номера дела о банкротстве гражданина».
Как отмечается в пояснительной записке, анализ судебной практики показал, что «механизм предоставления отсрочки используется гражданами в большинстве случаев». В связи с этим законопроект предусматривает возможность внесения денег в депозит арбитражного суда вплоть до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, что «отменит необходимость использования механизма отсрочки и позволит снизить трудозатраты аппаратов арбитражного суда и граждан».
Изменения коснутся не только граждан, подающих заявление о собственном банкротстве. Аналогичные положения предусматриваются также в случае подачи заявления о признании гражданина банкротом конкурсным кредитором или уполномоченным органом. В обоих случаях в платежном документе необходимо будет указывать номер дела о банкротстве гражданина.
Почему это важно
Изменения, которые предлагается включить в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», призваны упростить порядок внесения денежных средств в депозит арбитражного суда, отметил Руслан Губайдулин, управляющий партнер Юридической компании NERRA.
На данный момент, напомнил он, кредитор, который обращается с заявлением о признании должника банкротом, должен приложить к заявлению доказательство внесения в депозит арбитражного суда денежных средств в размере 25 000 руб. на фиксированное вознаграждение финансового управляющего за проведение одной процедуры банкротства гражданина. Аналогичная обязанность лежит и на должнике при подаче заявления о собственном банкротстве.
Так как на момент подачи заявления о признании должника банкротом номер будущего дела о банкротстве неизвестен, учет и отнесение платежа к конкретному делу осуществляются на основании письменного заявления плательщика, указал он. Как отражено в пояснительной записке к законопроекту, учет платежей осуществляется два раза: первый раз – по плательщику и второй раз – по номеру дела после подачи плательщиком письменного заявления. Отмечается, что подобный порядок увеличивает трудозатраты работников аппаратов арбитражных судов и влечет для плательщика необходимость подачи письменного заявления.
Новый порядок, пояснил Руслан Губайдулин, предполагает, что денежные средства вносятся в депозит арбитражного суда с даты вынесения судом определения о принятии заявления о признании гражданина банкротом до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом с указанием в платежном документе, подтверждающем внесение денежных средств в депозит арбитражного суда, номера дела о банкротстве гражданина.
Изменения позволят снизить трудозатраты аппарата арбитражного суда и граждан, поскольку не придется подавать отдельное заявление для отнесения платежа к конкретному делу. Нововведения можно оценить положительно, так как измененный порядок действительно является более удобным. В частности, кредитору больше не придется совершать лишних действий для идентификации платежа, внесенного в депозит арбитражного суда.

Сам по себе предлагаемый законопроект мало что изменит в судебной практике, полагает Юлия Литовцева, партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса Юридической компании «Пепеляев Групп». Он, в первую очередь, направлен на удобство самой судебной системы: соотнести поступившие от граждан средства с конкретным делом о банкротстве.
Для должников же данное изменение значимо возможностью профинансировать вознаграждение управляющего не сразу, а с небольшой отсрочкой и после появления ясности относительно того, принято ли заявление к производству. Одновременно законопроект напоминает гражданам, что процедура вовсе не бесплатна. Придется потратить часть активов на вознаграждение управляющего, обязательные публикации и иные «формальности». Не говоря о том, что процедура остается сложной для реализации без помощи специалистов, чьи услуги тоже подлежат оплате.
Согласно законопроекту, денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему будут вноситься гражданином, подающим заявление о самобанкротстве, а также конкурсными кредиторами, подающими заявление о признании должника банкротом, на депозит суда, констатировала Анна Скорова, ведущий юрист Юридической фирмы INTELLECT.
Для внесения средств, продолжила она, определен срок – с даты принятия судом заявления о признании должника банкротом до даты судебного заседания, на котором будет рассматриваться обоснованность этого заявления.
По ее словам, возникает неясность: что предпримет арбитражный суд, если денежные средства на депозит суда не будут внесены в установленный период? До сих пор непредоставление платежного поручения о внесении денежных средств на депозит суда являлось основанием для того, чтобы оставить заявление без движения на основании ст. 44 Закона о банкротстве.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изложенные изменения направлены на снижение трудозатрат аппарата арбитражных судов. Однако есть большие сомнения, что цель будет достигнута. Если сейчас денежные средства на депозит суда после принятия дела к производству может внести только должник и только при подаче заявления об отсрочке, то законопроектом эти ограничения планируется снять. Всеобщее правило о внесении денежных средств на депозит суда после возбуждения дела о банкротстве может, напротив, увеличить нагрузку на суды: в ходе судебных заседаний придется устанавливать, с чем связано уклонение от внесения денежных средств. А в том, что уклонения будут, сомневаться не приходится. Полагаем, что законопроект еще будет дорабатываться.