С 1 января 2026 г. российское законодательство о банкротстве может претерпеть значительные изменения за последние годы. В Госдуму внесен законопроект № 1034201-8, призванный сместить акцент с банкротства компаний на их финансовое оздоровление. Ключевая новация — введение внесудебной процедуры санации, которая позволит должникам восстановить платежеспособность до обращения в суд. Параллельно реформа коснется торгов, ответственности кредиторов и арбитражных управляющих, что, по замыслу авторов, увеличит долю удовлетворенных требований кредиторов и сохранит жизнеспособный бизнес.
Публикуем полный комментарий Романа Чернышова, не вошедший в материал:
На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект о внесении изменений в Закон о банкротстве. Данный законопроект представляет собой объемный 114-страничный документ, который затрагивает различные отношения несостоятельности. В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что он разработан с учетом особенностей современного этапа развития государства ввиду его нахождения под серьезным экономическим давлением. В таких условиях необходим новый вектор развития законодательства о банкротстве, а именно совершенствование реабилитационных процедур и поддержка хозяйствующих субъектов.
Предлагаемые изменения можно разделить на 5 категорий.
1.Санация.
Законопроект исключает из нынешнего определения санации формулировку о том, что она может иметь место на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. То есть главная цель санации заключается в предоставлении должнику возможности урегулировать проблемную задолженность и восстановить платежеспособность без обращения в суд.
Решение о введении санации принимается участниками должника при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность. Срок санации устанавливается до 18 месяцев с возможностью продления по решению собрания кредиторов не более чем на 6 месяцев. Для проведения процедуры назначается санатор, которым является арбитражный управляющий, аккредитованный в национальном объединении СРО. Санатор в течение 45 дней разрабатывает план санации и представляет его на рассмотрение и согласование участникам должника. Утверждение плана осуществляется собранием кредиторов. На время проведения санации приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям, а поданные в суд заявления о банкротстве подлежат возвращению.
2.Финансовое оздоровление.
Законопроект предусматривает увеличение срока финансового оздоровления с 2 до 4 лет с возможностью продления не более чем на 2 года. Важным изменением является введение механизма «судебного преодоления», позволяющего суду ввести финансовое оздоровление даже при несогласии кредиторов, если будет доказана реалистичность плана финансового оздоровления и соблюдение интересов всех сторон. Кроме того, предусматривается возможность разделения кредиторов на группы с разными условиями погашения задолженности.
3.Арбитражный управляющий и саморегулируемые организации.
Законопроект предлагает предоставить СРО право создавать фонды самострахования в качестве альтернативы обязательному страхованию ответственности своих членов и ограничить предельный размер компенсационной выплаты – 10 млн руб. за один случай. Кроме того, увеличивается размер вознаграждения арбитражных управляющих, а также предусматривается его ежегодная индексация.
4.Торги.
Законопроект предусматривает новый механизм проведения торгов по продаже имущества должников. Так, предлагается отказаться от торгов посредством публичного предложения в их текущем виде. Вместо этого вводится новый формат торгов: цена последовательно снижается на установленный «шаг торгов» до тех пор, пока не поступит первая заявка, после чего торги переходят в стадию повышения цены.
5.Расходы на публикации.
Предлагается значительно сократить расходы по делу о банкротстве за счет отказа от обязательных публикаций в печатных СМИ. Все сведения будут публиковаться исключительно в ЕФРСБ.
Итак, по количеству предлагаемых изменений рассматриваемый проект может считаться значимой попыткой реформировать Закон о банкротстве. Причем данные изменения масштабны по своему характеру. Это и стремление сбалансировать законодательство и судебную практику в части применения ликвидационных и реабилитационных механизмов, и введение определенных преференций для арбитражных управляющих, и попытка ускорить реализацию имущества, и, несомненно, отмена обязательных публикаций в газете «Коммерсантъ». Глобально законопроект заслуживает поддержки. В то же время на данном этапе он является не до конца сформированной общей концепцией, требующей обсуждения сообщества и точечного внесения изменений.
Источник: https://www.eg-online.ru/article/500028/