Счетная палата обратилась в Генеральную прокуратуру из-за ненадлежащего контроля Минфина за реализацией проекта по комплексному развитию территории и инфраструктуры малых исторических поселений. Об этом говорится в отчете Счетной палаты о своей работе в 2024 г., с которым ознакомились «Ведомости». Госдума планирует рассмотреть отчет 19 марта, говорил в начале месяца первый заместитель председателя нижней палаты парламента Александр Жуков.
Двухэтапный проект «Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений» по поручению правительства реализует Министерство культуры с использованием средств федерального бюджета и заемных средств Нового банка развития (создан странами – членами БРИКС для финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития). Также в реализации инициативы принимает участие Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга. Ее целью является повышение туристического потенциала девяти малых исторических поселений: Арзамаса, Выборга, Гороховца, Ростова, Старой Руссы, Суздаля, Торжка, Тутаева и Чистополя. Срок реализации обоих этапов проекта – 2019–2025 гг.
Новый банк развития выделил России два займа на реализацию проекта: $220 млн – на первый этап и 205 млн евро – на второй. Но до сих пор на реализацию первого этапа проекта использовано лишь $9,7 млн, или 4,4%, от общего объема предусмотренных средств, на реализацию второго – 370 000 евро, или 0,18%. Счетная палата обнаружила это в ходе контрольного мероприятия в 2024 г. по проверке использования средств федерального бюджета и займов Нового банка развития на реализацию проектов, пишет она в отчете. В 2018 г. сообщалось, что срок погашения долларового займа составит 19 лет, включая шестилетний льготный период.
«Минфином осуществлялся ненадлежащий контроль за реализацией проектов, не принимались решения об обеспечении текущего финансирования при наличии кредиторской задолженности по заключенным контрактам, что привело к использованию Фондом инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга средств федерального бюджета в сумме 275,2 млн руб. на компоненты, не предусмотренные условиями реализации проектов», – пишет Счетная палата в отчете.
По результатам контрольного мероприятия Счетная палата направила обращение в Генеральную прокуратуру, а также информационные письма в правительство и Минфин и представление министру культуры.
Средства федерального бюджета на реализацию двух этапов проекта по комплексному развитию малых исторических поселений предоставлялись исполнителю проектов в необходимом объеме и в установленные сроки, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. А вот в их финансировании со стороны Нового банка развития возникли сложности в 2022 г., что привело к образованию кредиторской задолженности перед подрядчиками, говорит он. Минфин вместе с Минкультуры как исполнителем данных проектов выработал ряд первоочередных мер для погашения задолженности (сейчас ее уже нет) и недопущения ее повторного появления, заверил собеседник.
В Счетной палате и Генпрокуратуре отказалась от комментариев. Представитель правительства переадресовал запрос в Минфин. «Ведомости» направили запросы в Министерство культуры, Новый банк развития и Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга.
В отчете за прошлый год Счетная палата называет проверку использования займов Нового банка развития одним из своих наиболее значимых мероприятий в 2024 г. при аудите финансовых рынков и государственного долга. В числе других – анализ эффективности мер господдержки экономики через банковскую систему (включая поддержку экспорта и ипотечного кредитования), реализации мер правительства и Банка России по стимулированию инвестиций, а также деятельности ЦБ по обеспечению стабильности функционирования национальной платежной системы в условиях усиления санкций.
Всего при аудите финрынков и госдолга в 2024 г. Счетная палата провела 10 контрольных и шесть экспертно-аналитических мероприятий и выявила 80 нарушений и недостатков на общую сумму 32,3 млрд руб., говорится в ее отчете. По результатам этой работы Счетная палата обеспечила сокращение расходов федерального бюджета на 400 млн руб. и направление 12,3 млрд руб. в государственную казну.
$4,391 млрд
или 13,59% от общего объема кредитного портфеля Нового банка развития, составляли займы в пользу России на момент проведения контрольного мероприятия Счетной палатой в 2024 г. Из них $1,242 млрд приходилось на четыре соглашения на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе комплексное развитие малых исторических поселений. В числе других Минфин на своем сайте упоминает «Содействие развитию судебной системы» и «Развитие систем водоснабжения и водоотведения в городах Российской Федерации».
По обращению Счетной палаты Генпрокуратура может запросить дополнительные сведения у Минфина, Минкультуры, Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга и иных лиц, участвующих в реализации проекта по развитию малых исторических поселений, говорит советник юридической компании Nerra Лариса Пекарская. Конкретные последствия для должностных лиц будут зависеть от результатов прокурорской проверки, констатировала она.
К числу потенциальных последствий гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев относит проверки, административные и уголовные расследования, финансовые и репутационные потери. Например, нарушения в контроле за реализацией проекта грозят должностным лицам административными штрафами и дисциплинарными взысканиями, а выявленная преступная халатность или злоупотребления полномочиями – уголовной ответственностью вплоть до лишения свободы, отметил он. Также Генпрокуратура может подать иск в суд о взыскании причиненных государственной казне убытков, добавил соучредитель юридической компании A.T.Legal Николай Титов.
Важным вопросом в данной ситуации является надлежащее исполнение своих обязательств самим Новым банком развития, который теоретически мог не профинансировать в срок какой-то из этапов работ и мероприятий по проекту, добавила Пекарская.
Бюджетное финансирование проектов по комплексному развитию территорий – это всегда вызов и испытание для всех участников проекта, подчеркнул партнер практики «Недвижимость и строительство» юрфирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Максим Кузнеченков. С одной стороны, государство стремится максимально ограничить возможность нецелевого использования средств, вводя многоступенчатые механизмы контроля, с другой – часто эти механизмы избыточны, а оценка надзорными органами расходов как нецелевых не отражает реалий строительных проектов, сетует он. Любой такой проект несет в себе риск корректировки цены и возникновения дополнительных работ, но действующие механизмы надзора и контроля исходят из их статичности, а также полного принятия на себя подрядчиками всех рисков, при этом любое отклонение от этих параметров надзорные органы склонны рассматривать как нарушение, резюмировал он.
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/03/14/1097939-schetnaya-palata-pozhalovalas-na-minfin-v-prokuraturu
Двухэтапный проект «Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений» по поручению правительства реализует Министерство культуры с использованием средств федерального бюджета и заемных средств Нового банка развития (создан странами – членами БРИКС для финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития). Также в реализации инициативы принимает участие Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга. Ее целью является повышение туристического потенциала девяти малых исторических поселений: Арзамаса, Выборга, Гороховца, Ростова, Старой Руссы, Суздаля, Торжка, Тутаева и Чистополя. Срок реализации обоих этапов проекта – 2019–2025 гг.
Новый банк развития выделил России два займа на реализацию проекта: $220 млн – на первый этап и 205 млн евро – на второй. Но до сих пор на реализацию первого этапа проекта использовано лишь $9,7 млн, или 4,4%, от общего объема предусмотренных средств, на реализацию второго – 370 000 евро, или 0,18%. Счетная палата обнаружила это в ходе контрольного мероприятия в 2024 г. по проверке использования средств федерального бюджета и займов Нового банка развития на реализацию проектов, пишет она в отчете. В 2018 г. сообщалось, что срок погашения долларового займа составит 19 лет, включая шестилетний льготный период.
«Минфином осуществлялся ненадлежащий контроль за реализацией проектов, не принимались решения об обеспечении текущего финансирования при наличии кредиторской задолженности по заключенным контрактам, что привело к использованию Фондом инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга средств федерального бюджета в сумме 275,2 млн руб. на компоненты, не предусмотренные условиями реализации проектов», – пишет Счетная палата в отчете.
По результатам контрольного мероприятия Счетная палата направила обращение в Генеральную прокуратуру, а также информационные письма в правительство и Минфин и представление министру культуры.
Средства федерального бюджета на реализацию двух этапов проекта по комплексному развитию малых исторических поселений предоставлялись исполнителю проектов в необходимом объеме и в установленные сроки, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. А вот в их финансировании со стороны Нового банка развития возникли сложности в 2022 г., что привело к образованию кредиторской задолженности перед подрядчиками, говорит он. Минфин вместе с Минкультуры как исполнителем данных проектов выработал ряд первоочередных мер для погашения задолженности (сейчас ее уже нет) и недопущения ее повторного появления, заверил собеседник.
В Счетной палате и Генпрокуратуре отказалась от комментариев. Представитель правительства переадресовал запрос в Минфин. «Ведомости» направили запросы в Министерство культуры, Новый банк развития и Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга.
В отчете за прошлый год Счетная палата называет проверку использования займов Нового банка развития одним из своих наиболее значимых мероприятий в 2024 г. при аудите финансовых рынков и государственного долга. В числе других – анализ эффективности мер господдержки экономики через банковскую систему (включая поддержку экспорта и ипотечного кредитования), реализации мер правительства и Банка России по стимулированию инвестиций, а также деятельности ЦБ по обеспечению стабильности функционирования национальной платежной системы в условиях усиления санкций.
Всего при аудите финрынков и госдолга в 2024 г. Счетная палата провела 10 контрольных и шесть экспертно-аналитических мероприятий и выявила 80 нарушений и недостатков на общую сумму 32,3 млрд руб., говорится в ее отчете. По результатам этой работы Счетная палата обеспечила сокращение расходов федерального бюджета на 400 млн руб. и направление 12,3 млрд руб. в государственную казну.
$4,391 млрд
или 13,59% от общего объема кредитного портфеля Нового банка развития, составляли займы в пользу России на момент проведения контрольного мероприятия Счетной палатой в 2024 г. Из них $1,242 млрд приходилось на четыре соглашения на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе комплексное развитие малых исторических поселений. В числе других Минфин на своем сайте упоминает «Содействие развитию судебной системы» и «Развитие систем водоснабжения и водоотведения в городах Российской Федерации».
По обращению Счетной палаты Генпрокуратура может запросить дополнительные сведения у Минфина, Минкультуры, Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга и иных лиц, участвующих в реализации проекта по развитию малых исторических поселений, говорит советник юридической компании Nerra Лариса Пекарская. Конкретные последствия для должностных лиц будут зависеть от результатов прокурорской проверки, констатировала она.
К числу потенциальных последствий гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев относит проверки, административные и уголовные расследования, финансовые и репутационные потери. Например, нарушения в контроле за реализацией проекта грозят должностным лицам административными штрафами и дисциплинарными взысканиями, а выявленная преступная халатность или злоупотребления полномочиями – уголовной ответственностью вплоть до лишения свободы, отметил он. Также Генпрокуратура может подать иск в суд о взыскании причиненных государственной казне убытков, добавил соучредитель юридической компании A.T.Legal Николай Титов.
Важным вопросом в данной ситуации является надлежащее исполнение своих обязательств самим Новым банком развития, который теоретически мог не профинансировать в срок какой-то из этапов работ и мероприятий по проекту, добавила Пекарская.
Бюджетное финансирование проектов по комплексному развитию территорий – это всегда вызов и испытание для всех участников проекта, подчеркнул партнер практики «Недвижимость и строительство» юрфирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Максим Кузнеченков. С одной стороны, государство стремится максимально ограничить возможность нецелевого использования средств, вводя многоступенчатые механизмы контроля, с другой – часто эти механизмы избыточны, а оценка надзорными органами расходов как нецелевых не отражает реалий строительных проектов, сетует он. Любой такой проект несет в себе риск корректировки цены и возникновения дополнительных работ, но действующие механизмы надзора и контроля исходят из их статичности, а также полного принятия на себя подрядчиками всех рисков, при этом любое отклонение от этих параметров надзорные органы склонны рассматривать как нарушение, резюмировал он.
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/03/14/1097939-schetnaya-palata-pozhalovalas-na-minfin-v-prokuraturu